«Герои-стратонавты»: 90-летие со дня гибели экипажа «ОСОАВИАХИМ-1»
30 января 2024 года исполняется 90 лет со дня полета стратостата «ОСОАВИАХИМ-1». Стратонавты Павел Федосеенко, Андрей Васенко, Илья Усыскин в зимних условиях поднялись на высоту 22 километра.
В 1920-е и в первой половине 1930-х годов во всём мире происходил бум воздухоплавания. Чуть ли не каждый год устанавливались рекорды дальности и высоты. Развивающийся СССР претендовал на первенство в покорении воздуха. Соревнование происходило не только между странами, но и между отдельными командами воздухоплавателей. Иногда это приводило к трагическим последствиям.
За несколько лет до полета советских стратонавтов выдающийся швейцарский ученый-исследователь, физик, изобретатель стратостата и батискафа Огюст Пиккар вместе с коллегой Паулем Кипфером, впервые в истории совершили полёт в стратосферу - 27 мая 1931 года им удалось достичь высоты 15785 метров.
На волне энтузиазма и стремлению к новым достижениям, первый советский стратостат — «СССР-1» создали в Бюро особых конструкций ЦАГИ. 30 сентября 1933 года «СССР-1» взлетел со стартовой площадки в Подмосковье и достиг высоты в 19 километров. Экипаж в составе Эрнста Бирнбаума, Георгия Прокофьева и Константина Годунова благополучно завершил полет и вернулся на землю.
Тогда же Г. Прокофьев сделал заявление, что он и его экипаж готовят зимний полет стратостата «СССР-1». Это и побудило Павла Федосеенко подать рапорт в Центральный совет Осоавиахима с предложением осуществить полет стратостата «Осоавиахим-1» зимой. Предложение было принято, командир экипажа пилот-аэронавт П. Ф. Федосеенко, инженер-конструктор-аэронавт А. Б. Васенко и научный сотрудник физик-аэронавт И. Д. Усыскин приступили к подготовке полета, который они решили посвятить ХVII съезду ВКП(б), который должен был пройти в Москве.
Стратостат с командой стартовал из подмосковного Кунцева 30 января 1934 года в начале 9 часов утра.
Ниже приведены фотографии из статьи журнала "Техника - Молодёжи" за апрель 1934 года, отражающей хронику событий той трагедии, а также важные научные данные, которые удалось получить в ходе полёта.
Полет научно-исследовательского стратостата установил новую рекордную отметку, но обернулся гибелью всего экипажа стратостата.
31 января 1934 года на утреннем заседании съезда было зачитано сообщение: «30 января, между 15 час. 30 мин. и 17 часами дня, в Инсарском районе Мордовской области, около села Потижский Острог, в 8 км южнее станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги, упал стратостат «Осоавиахим-1»…» Делегаты съезда почтили память погибших стратонавтов. Эта же катастрофа положила начало секретности, характерной и для начала развития космонавтики. Появился документ, который гласил: «Запретить публиковать в ТАСС и нашей прессе какие-либо данные о полетах в стратосферу, а равно о самом стратостате впредь до особого на то разрешения СНК». Наступила эра соревнования в освоении околоземного пространства.
Расследование трагедии позволило предполагать, что она произошла вследствие целого ряда обстоятельств как конструктивного плана, так и объективного порядка (внешняя среда). И все-таки главное – страшные последствия трагедии были в недоработке конструкции аппарата (входной люк, маневренный балласт и другое). Эта катастрофа заставила задуматься о спасательных устройствах стратостата.
Погибший экипаж «Осоавиахим-1» был удостоен высших государственных почестей. Прах Павла Федосеенко, Андрея Васенко и Ильи Усыскина был захоронен в Кремлевской стене, наряду с высшими государственными и военными деятелями. В честь погибших героев были названы улицы в различных городах страны, не только в Саранске. Есть проезд Стратонавтов в Москве, улицы Васенко, Федосеенко и переулок Усыскина в Санкт-Петербурге, улица Героев Стратосферы в Воронеже, улица Федосеенко в Нижнем Новгороде.